РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

СМИ занимают в современном обществе неоднозначное положение. Изначально они призваны просвещать и информировать аудиторию – транслировать объективную информацию, но при этом, средства массовой информации  выполняют функцию убеждения, занимая субъективную позицию, оказывают воздействие на формирование и переоценку ценностей своих читателей, слушателей, зрителей, создают культурные мифы, характерные для данного общества. Особенность печатных СМИ, в частности иллюстрированных журналов, в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя.

Влияние СМИ  на формирование стиля жизни и образа мышления своей аудитории является безусловным. В первую очередь, это проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует определенное периодическое издание, им же и соответствуя.  Читатель перенимает проявляющиеся в рекламе, статьях, фотографиях образцы поведения и «должен» соответствовать предлагаемому стилю жизни. Глянцевые журналы создают для читателя привлекательный мир сбывшихся грез, а качественные, к тому же, и развивают читателя интеллектуально. Но это единичные случаи. В основном своем большинстве СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что они превращаются в инструмент оглупления.

Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия – это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности.

Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время, неким стереотипом становится человек, ориентированный на «достиженчество», целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

Одна из главных потребностей человека в современном обществе – потребность в информации. Информационная потребность в общей системе социальных потребностей и деятельности человека занимает особое место. Реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие.

Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж – это искусственно сфабрикованный образ.

Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту, и, поскольку воздействует на психику человека, а, следовательно, легко воспринимается и запоминается (и поэтому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием).

Создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ», «женщины покупают не косметику, а желание быть красивой» и т.д.

СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа. Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал “затертым”, СМИ часто представляют его в несколько ином “свете”, что часто вновь привлекает аудиторию.

Еще одним методом СМИ является мифотворчество, внушение и поддержание мифов. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей, они очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации.

Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления. Создаваемые СМИ мифы тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя собой исходную реальность в сознании человека. Люди «входят» одинаковыми в пространство такой «мифопорождающей машины», но выходят ориентированные на определенную модель поведения, а также на приобретение того или иного товара.

Посредством создания определенных образов, объединяющих людей на основе не столько совместного, сколько однотипного и одновременного поведения, формируется особая разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства.

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.

Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.

Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.

Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ. Именно через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют для себя гендерные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни. Здесь у массового читателя и зрителя появляется возможность выбора, потому что, ориентируясь только на свое собственное мировоззрение и жизненную позицию, человек может выбрать подходящий именно для него продукт, созданный средствами массовой информации.

Особенно наглядно влияния на аудиторию прослеживается у иллюстрированных журналов. Сочетание текстовой и иллюстративной информации влияет на формирование ценностей и мировоззрения, которое должен разделять «настоящий» мужчина/женщина. При этом декларируется система «настоящих мужских/женских» идей и взглядов. Предписания этикета и материально-вещной атрибутики задают поведенческие образцы для настоящего мужчины/женщины в повседневных ситуациях (на работе, дома, в дружеской компании и т.п.) и символы уместного для читателей потребления. Роль и значение рекламы товаров определенных, как правило, престижных и дорогих марок, трудно недооценить.

Наиболее четко влияние СМИ на читателей прослеживается в иллюстрированных журналах, ориентированных по гендерному признаку. Гендерно-ориентированные журналы, т.е. журналы для мужчин или для женщин «являются не только трансляторами гендерной культуры общества, репрезентируя образы аутентичной мужественности и/или женственности, стратегии поведения и модели взаимоотношений как между полами, так и внутри одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового образа» современного мужчины и/или женщины. Можно предположить, что одной из задач этих изданий является попытка формирования определенного стереотипа поведения, «корпоративного стандарта» для настоящих мужчин и женщин, следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни определять себя в качестве представителя символической общности «настоящих» мужчин и женщин, определенной среды. Иными словами, цель мужских и женских журналов - формирование гендерных стереотипов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит бы «настоящим мужчиной» и/или «настоящей женщиной» в том или ином обществе.

Таким образом, мы видим, что при помощи средств массовой информации современный человек удовлетворяет одну из основных своих потребностей – потребность в информации. СМИ различного рода влияют на сознание человека и через переработанную и отредактированную ими информацию у аудитории формируется не только своеобразная картина мира и мировосприятие в целом, но и устанавливаются определенные нормы и правила поведения человека в обществе.

 

Библиографический список

 

1. Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. – Ставрополь. - 2006.

2. Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. – Ставрополь. – 2005.

 

©  IMPRINT MEDIA GROUP

 

"РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА"

 

"ЭРОС И ТАНАТОС В РЕКЛАМЕ"

 

"СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА В РЕКЛАМЕ"

 

"КРЕАТИВНЫЕ МЕТА-ТЕХНОЛОГИИ CИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ И PR"

 

КОНТАКТЫ

+7 (812) 408-14-18

88124081418@mail.ru

Skype: ra-imprint

НОВОСТИ   О НАС   СТРУКТУРА   УСЛУГИ   ПРОЕКТЫ   ПУБЛИКАЦИИ   ПАРТНЕРЫ

 

© 2006-2016 IMPRINT MEDIA GROUP

123+